Воскресенье, 18.11.2018, 09:07
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Моя педагогическая философия. Эссе. Спойте еще раз, пожалуйста!
16.11.2012, 07:21

Моя педагогическая философия.

Эссе.

Спойте еще раз, пожалуйста!

Проснулась…Утро солнечное, но морозное, раннее, но доброе, потому что рядом любимые люди и я собираюсь на работу в гимназию, ставшую родной за три года. Встреча с детьми заставляет думать о приятном.

А в голове вдруг настойчиво стали возникать слова песни, которую я очень давно слышала в исполнении учителя литературы, моей коллеги, Семеновой Ольги Геннадьевны (она у нас отлично поет):

а он свистал весь день и ночь,

а он выделывал коленца,

как будто мне хотел помочь

хотя б немного отогреться…

На меня очень большое впечатление произвело тогда ее пение, глубокое и сильное. Мне всегда нравились старинные русские песни, протяжные, лиричные, грустные, проникающие в самые глубины души. Бабушка моя – Сибирякова Валентина Ивановна (теперь верю, что, имея предков с такой фамилией, я не случайно живу в Сибири) – пела в сельском хоре, затем бабушкино увлечение подхватила мама, а теперь и я с удовольствием пою в нашем гимназическом хоре учителей. С детства помнятся душевные русские песни «Ой, мамочка..», «Во кузнице», «Окрасился месяц багрянцем», «Черный ворон», «У церкви стояла карета» и многие другие.

С годами пришло понимание того, что песня сама по себе может быть красивой, но очень важно, КАК ее исполняют…Вспоминается рассказ И.С.Тургенева «Певцы»: «… в голосе была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая‑то увлекательно‑беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны…».

 В таком исполненииприрода родного языка, следствие духовной жизни всего русского народа, его ментальности, извечного стремления к совершенству во всем, его внутренней красоты. Поэтому красота песни, народной живой образной речи, красота художественного текста – это, по-моему, гармония бытия.

Как же мне, учителю русского языка и литературы, построить общение с учениками так, чтобы гармония бытия им тоже открылась? Можно ли добиться того, чтобы дети выбранный мной интересный текст почувствовали так же, как и я, чтобы он их «задел за живое»? Думаю, вполне естественно, если это произойдет не вдруг и не сразу. Как у меня со словами песни о соловье, ведь я вспомнила ее неожиданно, внезапно, хотя слышала уже давно. И слова не выходили у меня из головы. Мне безумно захотелось их снова услышать, эта жажда вновь ощутить таинственную силу, необъяснимую красоту этой песни так овладела мной, что, бросив все дела, я стала искать ее аудиозапись и пока не прослушала несколько раз подряд, не могла сдвинуться с места. Такое же чувство возникает, когда очень хочешь пить. Ты начинаешь пить воду, она кажется тебе чудом и спасением, и ты не можешь остановиться. А мой любимый поэт Иосиф Бродский сказал об этом так:

Припадаю к народу. Припадаю к великой реке.

Пью великую речь, растворяюсь в её языке...

Со временем я поняла очень простую, но важную вещь: с уроком должно быть точно так же! Нужно создать на уроке такую обстановку, подготовить к восприятию текста так, чтобы детям захотелось потом вернуться и перечитать его, подумать над идеей текста, а может быть, просто повторить понравившиеся слова. Как же здорово, когда ребенок выбирает слова и просто удивляется их звучанию, значению, образу, который стоит за ними! Пусть не сразу, не через день и даже не через месяц он вспомнит об этом тексте. Но когда придет время, нужные слова найдутся среди тысячи других, а умные мысли, выраженные этими словами, будут услышаны и приняты.

Такое время пришло для ученицы 7 класса, по имени Настя, когда она при изучении темы «Художественный стиль речи» среди сотен текстов в качестве домашнего задания выбрала слова Ф. Искандера, отражающие суть явления художественности: «Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы».

Это было торжество познания эстетического идеала языка, литературы в целом, понимание того, что можно получить не только удовольствие от чтения, но и возможность черпать в текстах художественной литературы силы жить, преодолевать трудности, верить в справедливость, добро, счастье.

Каждый читающий человек именно так и чувствует. Разве нет?

Уверена, что человек должен уметь выражать жизнь через то, чем он занимается, если он занимается этим серьезно. Для кого-то это будут правильные и единственно верные действия, может, красивые движения или красивые и глубокие по своей сути слова. А для кого-то пение, проникновенное, берущее за душу, такое пение, когда исполнителя просят: «Спойте еще раз, пожалуйста!»
Категория: Мои файлы | Добавил: artikova
Просмотров: 174 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: